Делать первые шаги в бизнесе всегда непросто, а если главная задача – открыть полноценную пекарню по производству хлеба, то данный процесс многократно усложняется спецификой деятельности такого предприятия. Будущему владельцу предстоит изыскать средства для аренды помещения и закупки техники, утвердить ассортимент продукции, освоить техпроцесс ее изготовления, выбрать подходящее оборудование, нанять профессиональных пекарей и решить еще целый ряд специфических вопросов.
Чтобы работать в этой отрасли, нужно как минимум хорошо разбираться в ней и иметь достаточный опыт. В идеале еще и располагать соответствующим образованием.
Несколько упростить мероприятие по запуску пекарни позволит продуманный бизнес-план, в котором просчитаны основные расходы, спланированы детали, учтены возможные трудности и пути их решения.
Рассматривать идею открытия хлебопекарского предприятия стоит только в контексте текущей ситуации на рынке и в конкретном регионе. В Российской Федерации есть города, где сегмент бизнеса, занятый выпечкой хлеба, булочек и аналогичный продукции, укомплектован почти на 100%, а есть регионы, в которых булочные и пекарни скорее исключение, чем правило. Естественно, шансов открыть успешный бизнес больше в тех местах, где конкуренция меньше, но существует потенциальный потребитель.
Заниматься открытием пекарни до момента получения статуса предпринимателя не имеет смысла. Поэтому первое, что нужно сделать на этом пути: оформить собственное ИП или ООО (в зависимости от количества учредителей). Следующим этапом выбирается система налогообложения и коды ОКВЭД. Для небольших производств съедобной продукции оптимальным вариантом является ЕНВД либо, в качестве альтернативы, УСН. Если пекарня планирует эксплуатироваться как кафе, ей потребуется взять код "55.30", если ее задача выступать только как производитель хлеба – то нужен код попроще "15.8". Дополнительно бизнесмену предстоит зарегистрироваться в фондах, обзавестись кассовой аппаратурой и оформить ее через налоговую.
Пекарня невозможна без локации. Оптимально разыскать помещение, где уже ранее располагалось подобное предприятие. В этом случае будет меньше ремонта и документальной волокиты. Желательно, чтобы пространство имело площадь около 60 квадратных метров. Если товар будет распространяться по точкам, нужны паркинг или место для подъезда машины. На помещение надо будет получить сертификаты через агентство по техрегулированию и метрологии, взять санитарный паспорт, оформить заключения от Роспотребнадзора, разрешающие производство и продукцию. Нужно не забыть и о контрактах на обслуживание точки (уборка, обработка), обязательный визит в Госпожнадзор.
Выбор конкретного оборудования для пекарни полностью зависит от специфики ее действия:
Если речь идет о кафе, то дополнительно потребуются стойки, столики и стулья для посетителей, тумбы для упаковки товара, торговые стойки.
Для обслуживания пекарни производства хлеба, которая выпускает ежедневно около 350 килограммов продукции, потребуется до 4 человек персонала. Если речь идет о производстве, создающем около 2,5 тонн товара, то необходимо около 7 служащих.
Важно, чтобы сотрудники имели опыт и соответствующее образование, умели работать с тестом. Для обучения работе на конкретном оборудовании можно пригласить представителей производителя, которые продемонстрируют, как функционируют различные механизмы и печи. Кроме того, персонал стоит принимать на работу только при условии оформления медицинских книжек.
Производство хлебобулочной продукции подразумевает ее реализацию либо в точки продажи, либо конечному потребителю. Оптимально – совмещать оба способа, чтобы у компании был запасной вариант на тот случай, если один из каналов перестанет работать. В рамках организации сбыта предполагается заключение договоров с магазинами или супермаркетами, обустройство кассы по месту изготовления продукции или же создание возможностей для выездной торговли (в специальных передвижных фургонах).
Чтобы предприятие смогло перейти из числа новичков в список авторитетных компаний, которым можно доверять, владелец бизнеса должен вкладывать деньги в рекламу. Это подразумевает: изготовление вывески с подсветкой, производство фирменных упаковок и брендированных пакетов, размещение объявлений посредством прессы/радио/телевидения, раскрутку в интернете и т.д. Естественно, этими вопросами должны заниматься профессиональные рекламщики: придется либо взять человека в штат, либо передать решение данных задач на аутсорсинг.
Предпринимателю стоит учесть, что на первом этапе ему придется оплатить:
Когда предприятие запустится и начнет функционировать в полную силу, к этим расходам добавятся обязательные траты на:
Небольшая пекарня сможет производить каждые сутки до одной тонны продукции. В зависимости от региона страны, где будет функционировать предприятие, расценки на хлебобулочные изделия могут разниться и очень сильно. Таким образом, рентабельность мини-пекарни также будет разной: от 25% до 50%. При подобных расходах и производительности предприятия, оно окупится через 2, максимум 3, года.